Ключевые тезисы осмс и гобмп-1

Ключевое сообщение№1:

 Оптимизация пакета медуслуг в рамках ГОБМП позволит привести объем медпомощи в соответствие с бюджетными средствами, сделать его на деле гарантированным и эффективным, а при внедрении ОСМС сохранить этот пакет в виде минимальных социальных гарантий для незастрахованного населения.   

Тезис №1.

Рост потребления медицинских услуг, применение новых дорогостоящих технологий и фармпрепаратов в лечении больных, вкупе с другими факторами, как старение населения и увеличение доли сложных хронических заболеваний, провоцирует в целом постоянный рост затрат на оказание медуслуг. Сегодня пациенты все чаще сталкиваются с необходимостью оплачивать медуслуги из собственного кармана и рост частных платежей в медицине достигает катастрофических размеров. Поэтому возникла острая необходимость определить четкие границы бесплатных медуслуг в рамках ГОБМП через оптимизацию пакета до уровня выделяемых бюджетных средств,  лимитирование отдельных видов неприоритетных медицинских услуг и формирование адекватных тарифов. Минздрав совместно с ФСМС провели доскональную ревизию и детализацию бесплатных медицинских услуг в двух пакетах, исходя из потребностей, доказанной эффективности и экономичности.

Услуги, не вошедшие в ГОБМП, население сможет получать в рамках ОСМС, внося сооплату или оплачивать самостоятельно, либо став участником ДМС.

Для того, чтобы обеспечить безболезненное вхождение населения в систему ОСМС будут сохранены минимальные социальные гарантии, незастрахованные будут получать гарантированный объем медуслуг за счет государства до 2022 года, только уже в усеченном виде. Застрахованные в системе ОСМС, напротив, будут иметь преимущества, и с 2020 года смогут получать расширенный пакет медуслуг, на финансирование которого будут направляться средства ФСМС.

Справочно: Дефицит финансирования государственного объема бесплатной медпомощи в Казахстане составляет 540 млрд тенге или 38% от имеющейся потребности.

Ключевое сообщение №2: ФСМС как стратегический закупщик заявляет: по итогам закупа медуслуг создана конкуренция за пациента и реальная возможность лечиться в частных клиниках.  

Тезис№2:

Появление Фонда и внедрение страховой медицины значительно подстегнет конкурентную среду на рынке медуслуг. В процессе нынешнего закупа медуслуг выявилось, что 45%  всего перечня  потенциальных поставщиков ФСМС, это частные медоорганизации. Это те самые частные клиники, куда предпочитают обращаться многие наши пациенты, в поисках более квалифицированных специалистов, отсутствия очередей и повышенного сервиса. Со временем в конкурентной борьбе произойдет отбор самых лучших поставщиков медуслуг, кто сможет обеспечить  населению качественную и доступную медицинскую помощь.

Ключевое сообщение №3: Медицинское страхование не будет нагрузкой на бизнес за счет уменьшения ровно на такую же величину налога на социальное страхование.

Тезис №3:

Для работодателей, обязательство производить  отчисления на обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС) сохранено, и размер отчислений составляет 1,5% от начисленного дохода их работников, но не от более 15-кратного размера минимальной зарплаты. Это не увеличит нагрузку на работодателя, поскольку теми же поправками в Налоговый кодекс на аналогичную величину снижен размер ставки по социальным отчислениям.

 Ключевое сообщение №4:

Национальный банк и Правительство РК гарантируют полную сохранность собираемых в ФСМС средств от работодателей.

Тезис№4:

Переходный период, в течение которого предлагается сохранить сбор взносов с работодателей, позволит выполнить два важных и необходимых условия. С одной стороны, аккумулирование средств плательщиков в течение двух переходных лет   обеспечит  требуемые Нацбанком резервы ликвидности,  по расчетам ФСМС на 2020 год, это месячный запас на оплату медуслуг в сумме 85,5 млрд тенге, плюс  3% резерва от размера активов на непредвиденные расходы, что составляет  порядка 30,9 млрд тенге. Оставшаяся сумма, а всего к 2020 году  предполагается накопить 206 млрд тенге,  будет направлена единовременно на увеличение пакета медицинского страхования, для того, чтобы обеспечить мотивацию людей к участию в системе ОСМС.

Все поступившие за ОСМС средства будут храниться в Национальном банке до тех пор, пока не вступят в силу поправки об оказании медицинской помощи в системе ОСМС, когда средства будут направляться на оплату услуг медорганизаций.

Средства, собранные до 2020 года, будут использованы для формирования резервов, необходимых для устойчивого функционирования системы ОСМС и в дальнейшем — для оплаты услуг, оказываемых в рамках пакета ОСМС.

Ключевое сообщение №5:

Наше население не уделяет должного внимания профилактике заболеваний, и в большинстве случаев попадает в больницу уже по экстренным показаниям. Четыре из пяти причин основной  смертности казахстанцев, это хронические неинфекционные заболевания, которые можно выявлять на ранней стадии,  предотвращать их нежелательное развитие, взять их под управление , соответственно  уменьшать расходы на их лечение.

Тезис№5:

В дискуссиях о тратах на медуслуги, как правило, игнорируются простые подсчеты, которые могли бы помочь гражданам. Все они демонстрируют простую идею: профилактика стоит гораздо дешевле лечения запущенных заболеваний. И для бюджета, и для гражданина.

         Возьмем в качестве примера «болезнь-убийцу №1» в Казахстане. Речь о сердечно-сосудистых заболеваниях. Так вот, базовая диагностика состоит из 5 простых и дешевых услуг. Они позволяют выявлять изменения на ранних стадиях и при необходимости контролировать болезнь. Это – измерение артериального давления, анализ крови на холестерин и глюкозу, осмотр глазного дна и электрокардиография. Все это можно сделать в любой обыкновенной поликлинике. Это стоит по государственным тарифам – около 5 тыс. тенге, но также оплачивается из ГОБМП. По рыночным тарифам примерно это стоит 12-15 тыс. тенге.

         При этом лечение уже имеющейся болезни стоит в разы дороже.  Однако, даже если болезнь возникает, то плановое ее лечение обходится гораздо дешевле экстренной. Так, если при плановой операции по шунтированию сосуда тратится 1,8 млн тенге, то при экстренной госпитализации при инсульте или инфаркте стоимость операции возрастет в 2 раза. Важно при разговорах о профилактике делать упор не только на «мойте руки перед едой». Важно также говорить о ней с точки зрения сохранения качества жизни и финансовой целесообразности.

         Что же мы видим на практике? В Казахстане в среднем ежегодно госпитализируются 2,7 млн человек, это каждый седьмой казахстанец. Из этих 2,7 млн попавших в больницу 70% — экстренные пациенты. Это значит, что каждый 10 казахстанец ежегодно попадает в больницу уже на грани жизни и смерти. Это значит, что даже при получении бесплатной базовой помощи в госбольнице, он скорее всего будет доплачивать большие суммы денег за лекарства, лечение, уход и восстановление.

         Есть статистика ВОЗ, согласно которой  только 15% здоровья зависит от медицины. Все остальное – это образ жизни граждан. Сейчас важно при информировании граждан сосредоточится на профилактике и своевременном лечении ТОП 5 причин смертности в Казахстане. Это болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, новообразования, болезни органов пищеварения.

         Имеющийся перечень бесплатной медицинской помощи содержит определенное количество услуг, вроде флюорографии, анализа крови, кардиографии, осмотр терапевта. Здоровый человек должен проходить эти простейшие процедуры, чтобы понимать, что происходит с его организмом. Это тот самый необходимый минимум. Если есть какие-то отклонения, то ГОБМП позволяет за счет средств государства бесплатно получить услуги, уточняющие ту или иную ситуацию. Если это делает один человек — это незаметно, если это делает вся страна, то масштабно можно увидеть системные изменения.

Ключевое сообщение № 6:

Самозанятые  не останутся за бортом медицинской помощи, им будет предоставлен минимальный пакет ГОБМП, также предоставлена возможность оплаты по минимальной ставке для получения полного пакета ОСМС.

Тезис №6:

 Согласно посланию Первого Президента Республики Казахстан, для решения вопроса качественной занятости и справедливой системы социального обеспечения необходимо представить больше возможностей для вовлечения людей в продуктивную занятость, а также максимально упростить процесс регистрации самозанятых, создав условия, при которых гражданам будет выгодно добросовестно исполнять свои обязательства перед государством.

Так, по поручению Главы государства для формализации и вовлечению неформально занятого населения в экономику страны, и соответственно в систему обязательного социального медицинского страхования на 2018-2019 годы Министерством труда и социальной защиты населения разработаны и запланированы такие организационные мероприятия, как: определение единого понятия «самозанятое население» в законодательных актах; введение упрощенного порядка регистрации в органах госдоходов самозанятого населения; определение порядка налогообложения самозанятого населения, включая обязательные отчисления на пенсионное обеспечение, социальное страхование и обязательное социальное медицинское страхование; усиление административных мер реагирования и контроля; определение нового порядка статистического учета самозанятого населения; вовлечение в продуктивную занятость; координация работы по цифровизации служб, обеспечивающих регистрацию самозанятых и безработных граждан; координация работ по интеграции информационных систем местных исполнительных органов с эталонными базами и информационных систем центрально государственных органов.

Ключевое сообщение №7:

В связи с переносом ОСМС на 1 января 2020 года отчисления работодателей в ФСМС остаются без изменений, физические лица освобождены от уплаты взносов до 1 января 2020 года, также ИП не платят взносы за себя, но должны уплачивать как работодатели.

Тезис №7:

РАБОТОДАТЕЛИ – БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

Отчисления работодателей в ФСМС остаются без изменений: 1,5% в 2018-2019 годах, г., 2% — с 2020 года.

Это касается также владельцев ИП и КХ, имеющих наемных работников.

 

ФИЗЛИЦА – освобождены от уплаты взносов до 1 января 2020 года

Ставки взносов для лиц, получающих доходы по договорам ГПХ снижены до 1% от начисленного дохода в 2020 году и 2% — в 2021 году. Взносы с их дохода в 2018 – 2019 годах не удерживаются.

ИП не платят взносы за себя как ИП в 2018-2019 годах, НО продолжают оплачивать отчисления как работодатели за своих наемных работников (1,5% в 2018-2019 годах, 2% — с 2020 года)

С дохода наемных работников взносы удерживают и оплачивают работодатели (1% в 2020 году, г., 2% — в 2021 году)

Государство оплачивает взносы за отдельные категории – в 2020 году 4% от среднемесячной заработной платы, предшествующей двум годам текущего финансового года, определяемый уполномоченным органом в области государственной статистики (п. 2,3 статьи 26 Закона «Об обязательном медицинском страховании»).

Лица, не попадающие в вышеуказанные категории  могут оформить страховку оплатив 5% от одного МЗП

Как платят ИП в 2017 году?

ИП общего режима – за июль-декабрь 2017 года. Согласно п. 6 ст. 30 Закона «Об обязательном медицинском страховании», ИП оплачивают платежи не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов, соответственно, последний платеж будет осуществлен в январе 2018 года за декабрь 2017 года (в 2018-2019 годах от уплаты освобождены).

 

ИП, применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации – за июль-декабрь 2017 года. Поскольку упрощенная декларация представляется согласно налоговому законодательству РК в налоговый орган не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, а уплата начисленных налогов производится в срок не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, то последний платеж будет осуществлен не позднее 25 февраля 2018 года (в 2018-2019 годах от уплаты освобождены).


Опубликовано: 15.12.2021 в 13:31

Автор: